Использование СПФИ в повышении эффективности бизнеса

Н.М. Власова, Краснодар

На сегодняшний день методика СПФИ является незаменимым инструментом в системе кадрового и психологического обеспечения деятельности практически любого уважающего себя коммерческого предприятия или охранной структуры. Завоевать столь прочные позиции ей удалось в силу не только своей достоверности, надежности, информативности, а в большинстве случаев - просто незаменимости, но и крайней актуальности.

Основными направлениями, где наиболее востребована СПФИ, в структуре взаимодополняющих и связанных между собой мероприятий по кадровому и психологическому обеспечению являются:<

  • кадровый отбор;
  • осуществление служебных проверок;
  • проведение плановых текущих кадровых проверок сотрудников.

В современных условиях СПФИ является не просто одной из составляющих кадрового отбора, состоящего из целого ряда этапов, а своего рода итогом, подтверждающим или опровергающим все полученные ранее данные о кандидате. Не секрет, что, добиваясь престижной и хорошо оплачиваемой работы, кандидаты идут на всевозможные ухищрения ради того, чтобы произвести на работодателя нужное впечатление. Это и приукрашивание биографии, подделка документов, и репетиция прохождения психодиагностических тестов, и сбор надуманных характеристик и рекомендательных писем, и просьбы о даче устных рекомендаций близкими людьми и знакомыми, и т.п. И только полиграфный опрос в подобных ситуациях может гарантировать объективизацию и подтверждение полученной информации или же обратное, добавить существенные штрихи к истинному психофизиологическому портрету соискателя.

Применение полиграфа при кадровом отборе должно носить системный характер: посредством специально разработанных тестовых блоков проверяются истинность автобиографии, мотива поступления на данную работу, возможные связи с конкурентами; выявляются губительные пристрастия к алкоголю, наркотикам, психостимуляторам, лекарственная зависимость, игромания; вскрываются наличие связей с криминальным миром, истинная причина увольнения с предыдущего места работы. Это далеко не весь перечень вопросов, которые могут быть отработаны с помощью этой уникальной методики, при необходимости составляются новые тесты по практически любой интересующей проблеме.

Чтобы не дублировать хвалебных од в адрес СПФИ из сотен журнальных статей, интернет-страниц и прочих средств массовой информации, остановлюсь на практическом опыте применения полиграфа в коммерческих структурах.

Хочу особенно акцентировать ваше внимание на выполнении с помощью полиграфа задач не только кадрового и служебного направления, но и в части реализации ряда положений и законов, минимизации финансовых рисков предприятий, профилактики их банкротства, сохранения и приумножения капитала.

Так, в частности, важное место в структуре опроса при приеме на работу занимает выяснение истинных причин увольнения с предыдущего места. Полиграфный опрос позволяет дифференцировать даже особо тонкие нюансы этой проблемы. Например, установив, что на прежнем месте работы кандидатом совершались нарушения, важно выяснить их истинную причину с целью дальнейшего прогнозирования поведения человека. Корень зла мог быть в личностных отношениях с бывшим руководством, провоцировании девиантного поведения, создании конфликтной обстановки, неправильной организации труда, прямом склонении со стороны руководства к совершению нарушений. В то же время есть негативные моменты, заложенные в самой личности, которые у кандидата с большой долей вероятности проявляется и на новой должности.

Это касается не только дисциплинарных нарушений - прогулов, опозданий, предоставления фальсифицированных больничных листов, но и служебных нарушений, граничащих подчас со служебными преступлениями, а нередко и переходящих в них.

Так, например, сотрудник управления автоматизации крупного холдинга передает конфиденциальную информацию своему хорошему знакомому. Он делает это не за вознаграждение, а просто по дружбе, так как информация, на его взгляд, не является такой уж важной. В результате компания встала перед фактом серьезной проблемы, вплоть до ликвидации в связи с банкротством. На первый взгляд, сотрудник совершил незначительный проступок, просто разболтал информацию, на самом же деле он преступил закон о неразглашении коммерческой тайны.

В другой ситуации сотрудник был завербован конкурентами и продавал информацию за серьезное вознаграждение, т.е. занимался коммерческим шпионажем. Итог один и тот же - компания на грани банкротства.

Вот примеры так называемого служебного нарушения и служебного преступления, но и в том и в другом случае сотрудники нарушили закон о коммерческой тайне. Еще пример: нарушения, допускаемые кассирами валютных касс в банках при обмене валюты, когда идет присвоение комиссионных, т.е. те средства, которые являются собственностью предприятия, с которых должны идти налоги в государственную казну, присваиваются неблагонадежным сотрудником. С одной стороны, это причиняет финансовый ущерб самому банку, другими словами, идет воровство, с другой стороны, это является явным нарушением закона, так как при операции не выдается справка и не ведется должного контроля за легализацией финансовых средств, т.е. локальная проблема принимает уже более серьезные масштабы.

Как правило, при переходе из одного банка в другой такой кассир совершает те же действия и на новом месте, поэтому при получении данной информации вряд ли работодатель предложит этому кандидату работу.

Выяснив эти моменты (халатность в отношении секретной информации или ненадежность) при приеме кандидата на работу, а это вероятнее всего сделать посредством полиграфного исследования, мы минимизируем элементы риска.

Данные примеры иллюстрируют не только работу, направленную на безопасность предприятия, но и выполнение федерального закона от 29 июля 2004 года, о коммерческой тайне.

Необходимость периодических проверок персонала объясняется также тем, что руководство компании, как правило, не имеет возможности отслеживать изменения в поведении сотрудников на протяжении всей их деятельности на предприятии, их связи, контакты, вникать в личные проблемы. Особую опасность представляют факты злоупотребления алкоголем, наркомании, пребывания в состоянии хронического стресса, депрессии. В таких случаях специалист-психолог или руководитель предприятия могут выяснить причину и принять какие-то меры. Однако существует и другая сторона дела. Например, мы принимаем сотрудника, не имеющего ни предыдущего негативного опыта, ни отрицательных мотивов поступления на работу, т.е. устраивающего работодателя по всем позициям, но в процессе деятельности на фирме он может заинтересовать конкурентов, может быть завербован ими, или в его жизни произойдут какие-то события, которые подтолкнут его к нежелательным действиям. Вот почему необходимы периодические проверки персонала.

Существует еще множество вариантов причинения ущерба фирме, причем на каждом предприятии это зависит от специфики его деятельности, поэтому специалист подходит индивидуально к каждому подразделению и сотруднику, т.е. шаблонов при проверках нет, их просто не может быть, и только с учетом этого формируется база для полиграфных исследований. Только индивидуализация опроса является эффективным и результативным методом работы.

Достаточно часто в практической работе встречаются ситуации, когда сам руководитель, знающий, на первый взгляд, свой бизнес досконально, не может определить механизм мошенничества своих сотрудников. В этом мы убедились, проводя служебное расследование по факту систематических крупных недостач в одной весьма солидной торговой компании. При соблюдении всех мер профилактики и контроля за сотрудниками (вплоть до личного досмотра при выходе с работы, камер видеонаблюдения и.т.д.) недостачи увеличивались. Под подозрение попадали все сотрудники компании, что стало негативно отражаться на климате в коллективе и эффективности его работы.

Ответ был получен в результате проведенных исследований. Процесс и механизм хищения был настолько изощренным, что очень удивил руководство компании.

Таким образом, мы ставим барьер при приеме на работу нежелательных элементов, а также контролируем действия сотрудников, уже работающих на предприятии, формируем эффективный сдерживающий фактор и тем самым делаем наше предприятие крепким, надежным, стабильным, сохраняя и приумножая капитал.

Необходимо отметить роль СПФИ и при служебных расследованиях. Эта деятельность сопряжена, как правило, со значительными трудностями и проблемами. Даже опытные сотрудники служб безопасности порой заходят в тупик, раскрывая изощренные обманы, нарушения законодательства и внутренних нормативов, инструкций. Как показывает опыт, практически все основные обманы, нарушения и даже преступления, происходящие в коммерческих структурах, напрямую или косвенно связаны непосредственно с самими сотрудниками этих структур. Прибегнув к полиграфной проверке, можно, во-первых, сократить до минимума время расследования, во-вторых, сузить круг подозреваемых, в-третьих, получить максимально достоверную информацию о механизме совершения самого преступления или нарушения, его участниках, получить возможность возврата похищенного и воспрепятствовать дальнейшим нарушениям, а порой и выйти на другие негативные моменты, о которых руководители даже не подозревают.

Так, например, во время раскрытия хищения крупной суммы денег в одной из производственных фирм при полиграфном исследовании параллельно был выявлен механизм хищения готовой продукции и сырья, причем ни руководитель фирмы, ни начальник службы безопасности даже не подозревали о возможности таких действий.

Деятельность полиграфолога на предприятии не ограничивается только кадровой работой и служебными расследованиями. Для крупных финансовых структур, занимающихся кредитованием, страхованием, лизингом, появилась возможность контроля финансовых потоков в соответствии с положением ЦРБ от 19 мая 2004 года "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Также появилась возможность минимизировать количество невозвратов денежных средств, противостоять обману, сохранить свой капитал.

Не всегда есть возможность получить необходимые сведения о клиенте, его кредитную историю. Посредством же полиграфных исследований мы имеем возможность определить намерения клиента по отношению к финансовым структурам, истинное предназначение получаемых кредитов и спрогнозировать дальнейший ход сделки. Зачастую бытует мнение, что этим можно отпугнуть клиента, посягнуть на его права, обидеть. Из практического опыта могу сказать, что добропорядочный заемщик совершенно спокойно соглашается на полиграфный опрос. Ему нечего бояться. Конечно, перед тем как оговариваются эти условия, клиенту дается полное объяснение, каких именно моментов будет касаться исследование, и определяются информационные рамки этого исследования. Да, некоторые клиенты отказываются от обследования и идут в другие банки в надежде, как правило, обмануть. Поэтому, как показывает статистика, финансовая компания больше приобретает, потеряв такого клиента.

Из личных наблюдений могу привести такой пример. При запросе кредита клиент представил справки с места работы, свидетельствующие о достаточно высокой заработной плате, залоговые документы имущества своей фирмы и другие необходимые бумаги. Однако, уверенный в представленной документации, категорически отказался от полиграфного исследования, в связи, с чем получил отказ в кредите, покинул банк. Как выяснилось несколько позднее, данной фирмы вообще не существовало, а документы оказались банальной подделкой. Это, конечно, не говорит о том, что необходимо всех заемщиков подвергать полиграфным проверкам. Во многих компаниях существуют постоянные клиенты с прекрасной кредитной историей.

Но при сомнении или невозможности получения достоверной информации о клиенте данная процедура поможет избежать серьезных ошибок и потерь.

Главными факторами в действенности всех этих мероприятий были и остаются профессионализм специалистов-полиграфологов при условии строгого соблюдения этических норм и искусство психологического анализа полученных данных. В заключение хочется сказать, что комплекс всех этих мер способствует укреплению каждого предприятия, его стабильности и безопасности, экономическому развитию, внося тем самым лепту в профилактику экономических преступлений и нарушений укрепляя экономику на всех уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. В.А.Варламов, Г.В.Варламов, Н.М.Власова, И.С.Зубрилова, М.Б.Котомин «Углубленные кадровые проверки», М, 2003г., - 389с.
  2. И.С.Зубрилова «Возможности использования полиграфных устройств для обеспечения безопасности бизнеса» Журнал «Российский полиграф» № 1Ю 2006, с.58-61