Обучение работе на детекторе лжи

Программа занятий

Неделя № 1.

1-й день занятий. Открытие цикла.

Тема 1. Введение в предмет. Эмоциональная сфера и основы физиологии человека. Строение и физиология нервной системы.

Тема 2. Психические процессы и состояния. Память, ее особенности в свете изучаемой дисциплины.

Тема 3. Информация, способы ее передачи и защиты. Методы выявления искажений и блокировки информации. Иные кроме полиграфа технические устройства и принципы выявления лжи.

Тема 4. Психологический метод выявления лжи (вербальные и невербальные проявления лжи или обнаружение лжи неаппаратными средствами).

Тема 5. Основные понятия, применяемые при проведении полиграфных проверок.

Тема 6. Основные теории, объясняющие феномен «детекции лжи» (теория угрозы наказания, теория активации, условно-рефлекторная теория, мотивационная теория).

Тема 7. История вопроса о научной «детекции лжи». Зарубежная история «детекции лжи». Применение полиграфа в России: история, современный уровень и перспективы развития. Академик В.А. Варламов и его вклад в развитие метода в России и за рубежом.

Тема 8. Нормативно-правовые и организационные аспекты применения полиграфа в России. Документы, необходимые для проведения полиграфных проверок.

2-й день занятий.

Тема 9. Основные требования к проведению процедуры полиграфной проверки. Основные требования к полиграфологу. Основные требования к месту проведения полиграфной проверки. Основные правила и ограничения при проведении полиграфной проверки.

Тема 10. Основные отличия и преимущества полиграфных проверок перед другими методами кадровой работы. Основные виды проводимых работ. Особенности использования ОИП при найме на работу. Основные выявляемые факторы риска. Особенности использования ОИП при контроле работающего персонала. Особенности использования ОИП при служебных разбирательствах. Особенности использования ОИП вне кадровый службы и бизнеса (тестирование помощников по дому, телохранителей, личных водителей и т.п.).

Тема 11. Индивидуальные особенности психофизиологических реакций тестируемого лица. Линейность и нелинейность в регулировании физиологических реакций. Особенности тестирования на полиграфе в зависимости от пола и возраста.

Тема 12. Этапы тестирования. Предтестовая беседа, ее место в ОИП. Особенности предтестовой беседы при различных видах проводимых работ. Отдельные приемы повышения эффективности предтестовой беседы. Алгоритм окончания предтестовой беседы. Внутритестовая беседа, ее место в ОИП. Послетестовая беседа, ее место в ОИП.

Тема 13. Уникальная методика получения правдивой информации по итогам тестирования «9 шагов в получении признательных показаний».

3-й день занятий.

Тема 14. Технические аспекты ОИП. Основные регистрируемые параметры. Датчики и способы их фиксации и наложения. Порядок работы на полиграфе. Виды полиграфов, ознакомление с компьютерными полиграфными системами «РИФ», «КРИС» и «БАРЬЕР».

Тема 15. Особенности регистрации отдельных физиологических параметров. Признаки стресса.

Тема 16. Артефакты и некоторые другие особенности регистрации физиологических параметров.

Тема 17. Адаптация к процедуре полиграфных проверок и борьба с ней.

Тема 18. Способы противодействия ОИП и их выявление. Механические противодействия. Психологические приемы противодействия. Фармакологические и химические противодействия. Преднамеренное вызывание особенных состояний сознания.

4-й день занятий.

Тема 19. Вопросы, используемые при ОИП.

Тема 20. Методические основы использования ОИП.

Тема 21. Методика контрольных вопросов. Общие подходы и основные положения. Основные тесты данной методики. Тест зон сравнения Клива Бакстера. Модифицированный тест зон сравнения Клива Бакстера. Тест зон сравнения Института полиграфа министерства обороны США. Тест смешанных вопросов. Тест комплекса виновности.

Тема 22. Методика скрываемой информации. Общие подходы и основные положения. Основные тесты данной методики. Тест пика напряжения известного решения. Тест пика напряжения исследовательского типа или поисковый тест. Модифицированный тест на знание виновного неизвестного решения Варламова-Николаева. Тест на знания виновного.

5-й день занятий.

Тема 23. Тест психологической оценки (тест психосемантического дифференциала) Л.Г. Алексеева. Тест «Да», тест молчаливых ответов. Тест на знание виновного самого себя. Методика SKY, Общие подходы и основные положения. Другие редко используемые тесты.

Тема 24. Служебные тесты ОИП.

Тема 25. Качественная и количественная оценка полиграмм. Трехбалльная оценка полиграмм полиграфной школы КГБ.

Тема 26. Отчетная документация при проведении полиграфных проверок. Виды принимаемых решений по результату тестирования.

Тема 27. Формирование алгоритма для решения задач из реальной практики применения ОИП.

Консультации по имеющимся вопросам.

6-й день занятий.

Зачет по теоретическому курсу.

Разбор полученных результатов. Ответы на вопросы.

Практическое занятие. Демонстрация возможностей полиграфов «РИФ», «КРИС» и «БАРЬЕР».

Программа «Шериф-6М» и «Шериф-7М», их параметры и особенности: основные свойства, режимы работы, структура файлов, установка и использование программ. Алгоритмы обработки и анализа записей физиологических показателей на примере одной из программ.

Особенности составления тестовых программ и использование шаблонов для тестирования.

Консультации по имеющимся вопросам.

Неделя № 2.

7-й - 8-й день занятий.

Практические занятия. Отработка навыков работы на полиграфе. Участие в реальном тестировании.

9-й день занятий.

Практические занятия. Отработка навыков работы на полиграфе. Консультация по организации собственного бизнеса в области полиграфа. Консультация по вопросам предстоящего экзамена.

10-й день занятий.

Практические занятия. Отработка навыков работы на полиграфе. Консультация по организации собственного бизнеса в области полиграфа. Консультация по вопросам предстоящего экзамена.

11-й день занятий.

Итоговый экзамен.

Разбор полученных результатов.

Подведение итогов курса.