Профайлинг – метод выявления лица, вынашивающего противоправные замыслы

Главная страница / Пресс-клуб полиграфологов / Ловцы лжи

Источник :securpress.ru

Защита от террористических актов на транспорте предполагает разработку различных технологий, позволяющих быстро и эффективно предотвращать такого рода явления. Практика показала, что степень защищенности транспортного объекта зависит от применения как можно более широкого спектра научно-практических методик, охватывающих различные области человеческих знаний. Посредством применения только досмотровой техники невозможно решить проблему выявления потенциального террориста.

Наряду с развитием технических средств необходимо учитывать и другую сторону данной проблемы - возможности предотвращения актов незаконного вмешательства посредством тестирования пассажиров. Опыт осуществления защиты от актов незаконного вмешательства (АНВ) на транспорте свидетельствует, что посредством применения только различной досмотровой техники невозможно решить проблему выявления потенциального террориста. Эти обстоятельства диктуют необходимость искать и другие возможные направления защиты от актов незаконного вмешательства в отраслях транспортного комплекса.

На технологию «профайлинг» особое внимание было обращено после террористических актов в августе 2004 г. Распоряжением начальника Федеральной службы надзора в сфере транспорта было рекомендовано ввести группы профайлинга в службы авиационной безопасности еще до 1 ноября 2004 г. Отметим, что профайлинг уже имеет опыт применения на территории Российской Федерации и в некоторых странах СНг на международных рейсах в Пулково, Шереметьево и других аэропортах. Данная технология, широко применяемая в мире рядом авиакомпаний, прежде всего в США и Израиле, набирает обороты и в нашей стране. Система профайлинга очень гибкая и предполагает возможность различных модификаций в соответствии с архитектурой и особенностями аэровокзального комплекса, местными условиями, спецификой угроз.

Термин «профайлинг» не имеет точного перевода с английского языка. Данное слово относиться к сленговой терминологии и берет свое начало от английского «profile» – профиль. Концепция профайлинга как раз и основывается на построении профиля пассажира. Основное методологическое положение заключается в том, что лица, совершившие террористический акт или собирающиеся его совершить, характеризуются наличием определенного набора подозрительных признаков во внешности, поведении, путевых документах и в перевозимых вещах. Изучение и систематизация данных признаков дает возможность создания профиля пассажира, на основании которого каждый человек может классифицироваться как неопасный или потенциально опасный. В соответствии с этим весь пассажиропоток обрабатывается по определенной схеме, позволяющей выявить подозрительные признаки.

В основе концепции профайлинга лежит положение о том, что каждый пассажир может оказаться террористом, а каждый предмет – взрывным устройством или оружием и т. д.; поэтому все мероприятия, проводимые в рамках рассматриваемой технологии, призваны подтвердить или опровергнуть данное утверждение. Соответственно, под профайлингом понимается выявление потенциально опасных пассажиров и ситуаций в ходе предполетного досмотра. Система профайлинга позволяет делать только предположение о возможной причастности пассажира к акту незаконного вмешательства. Действительная же угроза может быть выявлена лишь на основании углубленного личного досмотра пассажира и перевозимых им вещей.

Работа с пассажиром может начинаться со сбора предварительной информации о нем по различным базам данных. Затем, согласно существующей на сегодня практике, перед регистрацией на рейс изучаются путевые документы пассажира, досматриваются все перевозимые им вещи, анализируется общий облик, поведение человека и сопровождающих его лиц. Особое внимание уделяется изучению документов с целью обнаружения признаков подделки. Наиболее удобным местом при проведении профайлинга при предполетном досмотре является зона перед регистрационными стойками, где пассажир находится со всеми перевозимыми им вещами. Работа профайлера может осуществляться на позиции первого номера сотрудника досмотра или рядом с ним.

В профайлинге разработана специальная система контрольного опроса по багажу, которая позволяет выявить возможное наличие опасных или запрещенных к транспортировке предметов, перевозимых пассажиром или переданных ему другими людьми. Акцентирование внимания пассажира, что опрос проводится в целях его безопасности, создает положительную установку для контакта с профайлером. Вопросы, задаваемые на языке, понятном для человека, обычно не вызывают каких-либо затруднений. Стандартный опрос занимает по времени 3–4 мин. За этот период сотрудник, анализируя полученные ответы и поведение стоящего перед ним человека, делает вывод относительно его потенциальной опасности для рейса. если по данным позициям не выявлено отклонений от нормы, пассажир считается неопасным для рейса и проходит далее на регистрацию. Пассажир, квалифицированный как подозрительный или опасный (отобранный), направляется на личный досмотр. В данном процессе большое практическое значение имеет интуиция профайлера и его профессиональный опыт. Стандартные вопросы в зависимости от ситуации могут касаться цели поездки, цели и месте пребывания, культурно-исторических памятников и др.

В системе профайлинга большой интерес представляют особенности поведенческих реакций пассажира и сопровождающих его лиц. Соответственно, профайлеру желательно иметь некоторые специальные знания в области прикладной психологии. Выявление подозрительных моментов во внешности и поведении людей возможно посредством применения психологического тестирования в работе профайлера, которое здесь понимается как визуальная диагностика внутреннего состояния человека через видимые проявления характерных признаков, возможно свидетельствующих о готовящемся противоправном деянии. Речь в данном случае идет о профессиональном наблюдении за человеком по определенной схеме. Установлено, что лица, вынашивающие преступные замысли, характеризуются определенным неконтролируемым субъектом психологическим состоянием, которое неизбежно будет иметь свое выражение в поведении, в физиологических реакциях организма и во всем внешнем облике. Это, к примеру, все симптоматические проявления нервозного состояния, признаки аффективного реагирования на ситуацию, особенности лживого поведения, а также характерные приметы наркотических воздействий на человека. Также заслуживают особого внимания так называемые «улики преступного поведения». В частности, это общая неадекватность психологического состояния; неестественность и наигранность в поведении при контактах с сотрудниками служб безопасности (милиции); отрешенность от происходящего вокруг (симптом суицидального террориста). Важным аспектом психологического тестирования является акцентирование внимания на динамике поведения пассажира, вызывающего подозрения. Так, например, если при контрольном опросе по багажу или при любых других контактах с профайлером или представителем службы безопасности человек при затрагивании определенных тем меняет свое поведение (наблюдаются напряженность, тревожность, страх), то это очень показательный факт. К психологическому тестированию пассажира можно отнести также применение различных техник общения и влияния на собеседника с целью быстрого установления контакта и получения необходимой информации (данные технологии достаточно хорошо представлены в практических разработках в области нейролингвистического программирования).

Конечно же, сразу возникает закономерная проблема о том, кто может работать в качестве профайлера. Остановимся на вопросе подготовки профайлера и основных социально-психологических требованиях, а также необходимого общего и профессионального образовательного уровня.

Прежде всего, это довольно специфическая форма деятельности, соединяющая в себе различные отрасли гуманитарных знаний, таких как, например, география, искусство, история и др. Поэтому желательным для профайлера будет наличие высшего или неоконченного высшего образования. часто возникающий вопрос о том, должен ли профайлер в обязательном порядке иметь базовое психологическое образование, не предполагает однозначный ответ.

Конечно же, данный род деятельности непосредственно связан, как мы уже отмечали, с такими психологическими категориями, как «общение» и «наблюдение», поэтому знания в соответствующей области будут совсем не лишними. С другой стороны, психологические знания, необходимые для непосредственной работы, можно получить и за более короткий срок, чем обучение в институте. Несомненно, прослеживается взаимосвязь между интересом к психологии и успешной работой в качестве профайлера. Многие профайлеры являются студентами психологических факультетов, а у других наблюдается ярко выраженная заинтересованность знаниями практической психологии. Настаивать же на обязательном психологическом образовании для профайлера не совсем правильно, так как в содержании данной деятельности психологической составляющей не более четверти.

Более существенным требованием при отборе является обязательная проверка кандидата на должность по криминалистической базе данных, так как профайлинг связан с областью безопасности и соответственно крайне нежелательным будет приток «случайных» людей. Наличие антисоциальных патологических наклонностей личности, склонность к которым можно выявить при собеседовании (тестировании), однозначно являются поводом для отвода кандидатуры. К важным факторам следует отнести наличие положительной мотивации к данному виду деятельности, то есть стремление работать именно в сфере безопасности с четким осознанием важности и ответственности выполняемых функций.

Общение с пассажирами по вопросам, выходящим за рамки проверки билетов и багажа, требует хорошо развитого интеллекта и достаточно высокой эрудиции. Специфика работы – дефицит времени – диктует необходимость иметь способность быстро анализировать большой объем информации и делать правильные логические выводы за короткий промежуток времени. Наличие различных нестандартных ситуаций в работе профайлера, требующих быстрого решения, предполагает склонность к нестандартному мышлению и хорошую скорость реакции. Выявление подозрительных признаков во внешности и поведении будет невозможно без развитой наблюдательности. Общение с пассажирами должно проходить на высоком профессиональном уровне, поэтому профайлер должен обладать такими коммуникативными качествами, располагающими к себе собеседника, как грамотная речь, четкая дикция, приятные манеры и др., а также владеть техниками влияния на собеседника. Потенциальная возможность возникновения конфликтных ситуаций и других напряженных моментов в работе профайлера делает стрессоустойчивость профессионально значимым качеством.

Из специфических знаний и умений для профайлера отметим необходимость отличного владения методикой проверки перевозочных документов, что возможно лишь при совершенном знании правил оформления и защиты паспорта, авиабилета и визы пассажира. Также обязательным считается наличие определенного уровня сведений по вопросам, связанных с действующими террористическими организациями, и владение иностранным языком в объеме, необходимом для общения с пассажирами для работы на международных линиях.

Профайлер по роду своей деятельности должен производить общее благоприятное впечатление. Этому процессу будет способствовать аккуратный внешний вид – строгая одежда (или форма), соответствующая прическа и аксессуары. Поведение профайлера должно быть выдержанным и вежливым. При общении с пассажиром не должно быть и намека на грубость, высокомерие, пренебрежение, с одной стороны, а с другой – заискивающих и неуверенных интонаций.

Нестандартность ситуации (опрос, ручной досмотр багажа), порождающей порой закономерно негативную психологическую реакцию пассажира, требует проявления со стороны профайлера необходимой деликатности и такта. Несмотря на базовое положение профайлинга о возможной причастности каждого пассажира (посетителя) к террористической деятельности, это не должно никак сказываться на профессиональном общении. Потенциальный террорист не должен заметить, что его подозревают, а «обычного» невиновного человека нельзя открыто подвергать недоверию, так как это может отрицательным образом сказаться на результатах проведения профайлинга в целом.

Подготовка профайлера занимает в среднем 2–3 недели (2–3 курса) и включает в себя изучение теории профайлинга, прохождение тестовых испытаний, а также деловые игры и тренинги, практику. После каждого пройденного курса рекомендуется стажировка под руководством более опытных сотрудников. После обучения профайлер приступает к самостоятельной работе под контролем непосредственных начальников. В дальнейшем все сотрудники проходят обучение в рамках повышения квалификации. Профессиональный отбор будущих профайлеров по представленным критериям намного повысит эффективность применения профайлинга в любой отрасли транспортного комплекса.

Методика профайлинга, сформированная для западных служб авиационной безопасности, может быть с успехом модифицирована для специфики аэропортов РФ и стран СНг. Авиапредприятия, учитывая свои конкретные условия, могут использовать технологию профайлинга в «классическом» варианте или же частично.

Профайлингу можно обучить уже работающих сотрудников авиационной и транспортной безопасности, милиции, входящих в группы досмотра, охраны, перронного контроля и т. д.; возможно формирование групп профайлеров из специально подобранных для этой работы людей. При профотборе следует учитывать те значимые социально-психологические характеристики, о которых шла речь выше, так как далеко не все обладают набором качеств, необходимым для работы в качестве профайлера. Преимущество при отборе на данную должность должно отдаваться людям, работающим или имеющим опыт работы в правоохранительных и других силовых ведомствах.

Введение профайлинга в структуру служб авиационной безопасности имеет веские обоснования. В первую очередь, необходимо отметить, что эта методика уже больше 20 лет имеет опыт успешного практического применения в мире. Это достаточно большой срок, полученные положительные результаты подтверждают практическую полезность этого метода. Поэтому данный опыт с его некоторой трансформацией нельзя оставлять без внимания и в России. Заметим, что профайлинг очень вариабелен и дает возможность рассмотганизации работы служб береть различные способы орзопасности в соответствии с этой системой. Профайлинг можно рассматривать как методологический подход к организации защиты от АНВ.

Профайлинг не предполагает отказа от применения различных технических средств по досмотру пассажира, его багажа и ручной клади. Все имеющиеся способы защиты от террористических актов можно успешно сочетать с применением технологии профайлинга.

Необходимо отметить, что организация профайлинга не требует особенных материальных затрат, кроме как на соответствующее обучение сотрудников, которое, как мы уже отмечали, занимает около двух-трех недель.

Остановимся еще на одном важном моменте внедрения профайлинга с точки зрения анализа общей концепции безопасности. Система профайлинга является хорошей прогностической базой для превентивных мер по предупреждению терроризма в гражданской авиации. В рамках данной концепции тщательно изучаются общие вопросы, связанные с современным терроризмом, с существующими экстремистскими организациями и основными тенденциями их деятельности, а также составляется описательная модель участника террористической угрозы. Такая информация является, можно сказать, бесценным материалом для создания модели террористической деятельности, опираясь на которую можно с достаточно высокой степенью вероятности прогнозировать осуществление новых террористических атак.

Важным пунктом являются накопление базы данных подозрительных признаков, указывающих на возможность совершения теракта, и их систематизация по различным критериям (путевые документы, внешний вид, поведение). Отметим комплексный подход к проблеме – пассажир, его багаж и документы рассматриваются как единый блок. Это дает возможность системного подхода к выявлению лица, вынашивающего преступные намерения, а также повышает общий уровень обслуживания пассажира.

Гражданская авиация в силу объективных причин является очень привлекательным объектом для террористических атак. Другие отрасли транспортного комплекса также оказываются под ударом террористов. В связи с этим хочется отметить, что технология профайлинга именно как общий методологический подход к проблеме выявления потенциального правонарушителя, террориста (преступника) может быть задействована в создании надежной системы безопасности и для других видов транспорта. Так, применение профайлинга возможно на авто- и железнодорожных вокзалах, при осуществлении мер безопасности на морском и речном транспорте.

Активное внедрение профайлинга в структуру деятельности безопасности на транспорте должно принести ощутимую пользу в данной области, так как прекрасно зарекомендовавший себя практическими результатами метод обладает способностью качественно улучшить весь комплекс мероприятий по предупреждению терроризма, конечно, если внедрение профайлинга не будет просто являться данью моде или осуществляться формально. Даже само обучение профайлингу сотрудников безопасности, как показывает опыт, положительным образом влияет на их последующее отношение к выполнению своих непосредственных обязанностей, так как в сознании меняется подход к своей непосредственной работе. Профайлинг заставляет более вдумчиво и внимательно наблюдать и анализировать всю окружающую обстановку, поведение людей, искать подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи между различными событиями, нестандартно подходить к решению возникающих в работе проблем. Это очень важные умения и навыки для человека, работающего в сфере безопасности. еще раз напомним о высоких требованиях к профессии, которые являются основанием для более тщательного профессионального отбора.

Важно отметить, что внедрение профайлинга, как еще одного из возможных аспектов обеспечения безопасности, носит существенный вклад в общую ситуацию борьбы с терроризмом. чем больше осуществляется различных практических мероприятий в данной сфере, чем больше охватывается теоретических подходов и направлений с их практическим использованием, тем, соответственно, повышается общий уровень безопасности на транспорте. Тем самым мы опосредованно воздействуем на ситуацию, снижая риск возникновения новых террористических актов.

В заключение необходимо остановиться на актуальном для всех транспортных организаций вопросе – правовой базе применения профайлинга. В отношении гражданской авиации в положении о порядке производства досмотра в приказе Минтранса от 21 ноября 1995 г. No 102 говорится, что в рамках мероприятий по предполетному досмотру «рекомендуется проводить психологическое тестирование пассажиров (опрос) пассажира с целью выявления опасных веществ и предметов и возможных преступных намерений с его стороны». Заметим, психологическое тестирование – это, как уже отмечалось, часть процедур профайлинга, но сама постановка вопроса в тексте приказа говорит о необходимости разработки и внедрения соответствующего комплекса мер по данному направлению. Профайлинг как раз и является той технологией, которая акцентирована на указанные в этом приказе вопросы.

Сохраняющаяся угроза террористических актов как в гражданской авиации, так и на других видах транспорта предполагает разработку различных практических мероприятий и основных правовых положений по применению профайлинга в системах безопасности во всех отраслях транспортного комплекса страны. Создание соответствующей законодательной базы для применения профайлинга даст возможность службам безопасности (милиции) с успехом использовать этот метод выявления потенциального правонарушителя.